Конечно, нельзя объять необъятное, но увлеченный экскурсовод Владимир Берлизев, сотрудник наноцентра, старается это сделать. В «Техноспарке» есть на что посмотреть.
Вот, например, брейдинговая машина. Прежние экскурсанты сравнивали её с колесом обозрения, оком Саурона. А гимназисты уже знают, что это такое, и называют её мегапрялкой или супербабушкой. Действительно, эта громадина сплетает карбоновые нити в изделия разной формы. На ней можно даже создать крыло самолёта: бесшовное, легкое, сверхпрочное.
Территория «Техноспарка» – несколько корпусов, сотни рабочих мест. Экскурсовод спешит всё показать, чтобы заинтересовать ребят.
Фабрика промышленного дизайна. Здесь занимаются не только внешним видом изделия, но главное продумывают, чтобы оно получилось удобным в использовании и функциональным.
Маска для защиты лица футболиста, лазерный перфоратор для бесконтактного прокола пальца, суперлёгкий карбоновый велосипед, который сейчас стоит почти как автомобиль, – всё это требовало кропотливого труда промдизайнеров. Школьники слушают с интересом.
А здесь выращивают алмазы, моно и поликристаллические. Теоретически сделать это можно и самому. Хотя есть технологические сложности.
«Если Вы берете бриллиант и нагреваете его чуть выше, но давление делаете чуть меньше – то из бриллианта получаете грифель карандаша, – рассказывает инженер-идеолог НЦ «Техноспарк» Владимир Берлизев. – Это аллотропная модификация углерода, которую проходят на уроках физики в 9-м классе».
В завершении небольшая конференция о том, что такое нанотехнологии с примерами и наглядной демонстрацией. Как меняются свойства веществ, если их раздробить до наноразмеров. Что надо сделать, чтобы получить непромокаемый материал или незапотевающее стекло. Почему ткань начинает проводить электричество – всё это и многое другое узнали гимназисты во время экскурсии.
«Было очень интересно, это больше похоже на уроки физики, но более практичные» – Елизавета Мишина, ученица Гимназии г. Троицка.
«Мне понравилась структура повествования. Нового ничего не узнал, но многое вспомнил» – Олег Думбадзе, ученик Гимназии г. Троицка.
«Видно, что в наноцентре все развивается, и кипит жизнь. Все было очень интересно» – Никита Куценко, ученик Гимназии г. Троицка.
«Распирает гордость, что в нашем городе присутствуют такие моменты! Детям стало так приятно, как будто было три урока физики, но прошли они на одном дыхании», – Ирина Тасмухамедова, учитель английского языка Гимназии г. Троицка.
Лектор тоже доволен: все внимательно слушали и, главное, задавали умные вопросы.
«Багаж знаний у ребят приличный, им довольно легко было понимать то, о чем я говорю. Но этот стабильный разрыв шаблона, и представление того, как устроен этот мир их немного утомил. Но ребята справились, думаю, им было интересно», – подвел итог Берлизев.
Да, заинтересовать школьников удалось. Они больше узнали о «Техноспарке». А кто-то уже решил, что работать хочет только здесь.